Закрытие организации – сложный многоэтапный процесс, который нужно продумать заранее и контролировать до завершения. При регистрации заявления о начале процедуры ликвидации подготовкой документов занимаются штатные или привлеченные юристы. В их обязанности входит заполнение форм, разработка проектов решений, а также текстов для публикаций в открытых источниках.
На втором этапе необходимо подключить и бухгалтерию организации. Официальная ликвидация фирм предполагает составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) и ликвидационного баланса (ЛБ). Контролирует исполнение ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.
Виды балансов: ПЛБ и ЛБ
Оба баланса представляют собой бухгалтерскую отчетность организации, которая отражает финансовое состояние на определенную дату. Документы отличаются по смыслу и имеют определенные особенности.
- Промежуточный (ПЛБ) составляется после того, как прошел срок, отведенный кредиторам на предъявление претензий в адрес фирмы. Этот баланс содержит зарегистрированные требования заимодавцев, показывает фактическое положение дел организации, активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности. ПЛБ не может быть подписан и передан на регистрацию ранее чем истечет срок, установленный в публикации. В противном случае его не зарегистрируют, выпишут отказ.
- Ликвидационный (ЛБ) – это уже финальная отчетность. Такой баланс составляется по итогу всех произведенных расчетов с работниками, контрагентами и прочими кредиторами. При этом для того чтобы закрыть компанию, у нее не должно остаться никаких долгов по балансу и фактически. ЛБ вместе с соответствующей формой передается в регорган, который в случае принятия положительного решения вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что организация официально ликвидирована.
Особенности составления промежуточного и ликвидационного балансов
Важно понимать, что ЛБ должен учитывать данные ПЛБ, то есть отражать динамику по ситуации с расчетами. До недавнего времени не существовало рекомендуемых форм для составления балансов при ликвидации юридического лица. Документы разрабатывались бухгалтером на основании стандартных форм отчетности.
ПЛБ и ЛБ в обязательном порядке должны быть утверждены участниками организации – на балансах проставляется соответствующая отметка со ссылкой на Решение либо Протокол.