Весной 2022 г. ресторанный рынок лихорадило — поставщики продуктов подняли цены на 50-70%, бизнес просел, по разным оценкам, от 10 до 50%. В столице ситуация лучше, чем в регионах, но и здесь рестораторам приходится искать новые подходы — менять меню, находить аналоги импортным продуктам, искать новые концепции, которые можно предложить ЦА.
Рынок в цифрах
В 2021 году, несмотря на последствия пандемии, рынок общественного питания вырос на 23% в сравнении с предыдущим годом и достиг объема в 2,65 трлн руб., по данным Госстата. Аналитики говорят, что эта цифра занижена примерно на 40%, так как система подсчета статистических данных не учитывает около 40% рынка. Восстановление шло за счет роста фастфуда, точек быстрого питания при АЗС, частных пекарен и других небольших, но многочисленных форматов.
Все шло неплохо до весны 2022, когда свою роль начали играть геополитические факторы и связанные с ними цепочки логистики. Специалисты прогнозируют новые сложности, но оценивают их негативные тенденции как более щадящие, в сравнении с уроном отрасли от пандемии и связанных с ней административных ограничений. Уход с российского рынка части крупных сетей общепита или приостановку работы оценивают как фактор, который не снизит критично объем рынка и не нанесет ущерба отрасли в целом. Общее снижение в цифрах прогнозируется в пределах 10%, и уже есть тенденция к освоению освободившихся ниш местными проектами.
В нишу фастфуда начали заходить новые игроки, создавая бренды и их концепцию, адаптированную под реалии страны. Аналитики относятся к ситуации с достаточным оптимизмом, считая, что это шанс для многих предпринимателей в сфере общественного питания. Хорошие оценки перспективности имеют ниши готовой еды, здорового сбалансированного питания в сочетании с доставкой рационов на дом или в офис. Шанс увеличить свое благосостояние имеют и службы логистики и доставки, так как не у всех заведений есть свои команды и наработки, чтобы взаимодействовать с клиентами в плане доставки. Такие услуги могут оказываться и на аутсорсинге.
Ниша здорового питания с доставкой
Наметившийся в последние годы тренд на полезное питание не уйдет, скорее, получит новый толчок. Сложная ситуация в экономике обычно приводит к тому, что активная часть занятого населения проводит на работе все больше времени. А значит, нужно организовать полноценное здоровое питание и в офисе или на производстве, и по приходу домой.
Те службы общепита, которые сделают ставку не на повышение цен, а на поиски новых концепций, оптимизацию меню, разработку новых блюд из полезных и доступных местных продуктов, будут в выигрыше. Клиенты ценят, когда на них не просто перекладывают подорожание продуктов, а ищут, как предложить разные варианты. Например, в меню доставки BeFit около 800 рецептов блюд, из которых можно составить рационы с разной калорийностью. Поэтому клиенты из Москвы и Питера рекомендуют в отзывах про Befit эту службу своим друзьям и знакомым.