Попавшие в ДТП автолюбители довольно часто путают понятия «оценка повреждений автомобиля» и «экспертиза обстоятельств нанесения ущерба автомобилю». На самом деле между этими услугами есть разница: они нацелены на выяснение разных аспектов аварии: первая делает выводы о стоимости ущерба транспортному средству вследствие ДТП, вторая исследует условия, в которых случилось происшествие для выявления технического состояния машины, оценки состояния дорожного полотна и другие значимые факторы.
Оценка повреждений автомобиля, связанных с аварией, подразумевает перечень видимых и скрытых поломок, степень предполагаемых ремонтных вмешательств, и в качестве итога — общую стоимость восстановительных работ.
Для того, чтобы оценить нанесенный вред в независимой компании, необходимо предоставить несколько документов:
- Справка о ДТП. Важно, чтобы в нее были внесены абсолютно все повреждения автомобиля, связанные с аварией, в том числе и расходы на замену лобового стекла.
- Свидетельство о том, что ТС зарегистрировано (другими словами — Паспорт ТС).
- Бумаги, официально подтверждающие проводившуюся ранее замену автостекол, внутренних деталей машины и монтаж любого дополнительного оборудования.
Обычно фирмы, анализирующие состояние авто после аварий, требуют доставить его в чистом виде туда, где сотрудникам будет удобно проводить тщательный осмотр и имеется яркое освещение для фотографирования повреждений. Если есть вероятность скрытого ущерба, машину потребуют доставить в частично разобранном виде или проведут осмотр на СТО.
Что еще может войти в оценку ущерба ТС?
Даже мелкое, на первый взгляд, ДТП вполне может стать причиной ощутимого ущерба, если при поцарапанном или примятом кузове/капоте окажется поврежденным двигатель или другая внутренняя деталь. Поэтому на виновника аварии теоретически может быть возложена непредсказуемая по величине ответственность, в том числе и за моральный ущерб.
Кроме стоимости восстановительных ремонтных работ виновник возмещает и неизбежную утерю товарного вида, из-за которой понижается товарная стоимость ТС (а значит — и его потребительские качества). Если по причине происшествия у пострадавшей стороны сорвалась командировка или путешествие, и пропали билеты на самолет/поезд, потеряла силу бронь номера и т.д., материальная компенсация также возлагается на виновную сторону. Все эти обстоятельства обязательно нужно изложить компании, проводящей анализ повреждений автомобиля.
ГИБДД или независимые эксперты?
Провести оценку часто предлагают компании, функционирующие при автосервисах или органах ГИБДД. Когда имеет смысл воспользоваться таким предложением, а когда стоит выбрать независимую компанию?
Во-первых, анализ технического состояния машины не может быть проведен учредителем, должностным лицом или сотрудником юридического лица-заказчика, а так же людьми, состоящими в родственных связях с хозяином автомобиля. Поэтому обращение в оценочную компанию действительно имеет смысл, когда страховщик по каким-то причинам не организовал оценку в течении 5 дней после ДТП, в отношениях с ним возникли разногласия по поводу размера ущерба или он вообще отказывается покрывать страховку по договору. Но стоит помнить, что вывод оценочных компаний, действующих при автосервисах, может оказаться не совсем объективным ввиду завышения стоимости ремонта.
Перед тем, как подать запрос независимым экспертам, обязательно нужно оценить стаж ее работы и квалификацию сотрудников, программы, в которых рассчитывается стоимость ремонта и отзывы тех, кто уже сотрудничал с компанией.