Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
Регистрация | Справка | Пользователи | Социальные группы | Календарь | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
|
25.09.2019, 16:31 | #1 |
статус: ведущий бухгалтер
Регистрация: 17.08.2015
Адрес: 14 регионов России.
Сообщений: 472
Спасибо: 123
|
Что нужно знать о работниках-нерезидентах
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2019. Анна Луценко, бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ». Зачастую привлечение иностранных сотрудников выгодно организации с точки зрения экономии бюджета (более низкооплачиваемый труд) либо аккумулирования высококвалифицированной рабочей силы. Но наравне с выгодой у предприятия могут возникнуть и сложности при приеме мигрантов. Нормативно-правовое регулирование Основными законодательными актами, регламентирующими трудовую деятельность мигрантов из других стран в России, являются: • Трудовой кодекс РФ (в частности, следует обратить внимание на специфику главы 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства»); • Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; • Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и прочие профильные нормативные акты. Косвенно вопросы миграции также регулируют КоАП и Налоговый кодекс РФ. Что касается миграционного кодекса, то вопрос о его создании нередко обсуждался Госдумой и, возможно, в скором будущем все-таки будет издан свод правил, регулирующих миграцию иностранных граждан в РФ. Прием на работу иностранного гражданина Чтобы работодатель имел право нанимать подданных других стран, в первую очередь предприятию (или физическому лицу) необходимо получить разрешение на привлечение иностранных работников. Иностранец может трудиться в России, если он имеет также разрешение на работу или патент – п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. В этой же статье указаны случаи, когда подобные разрешения не требуются (например, иностранец постоянно или временно проживает в России, проходит обучение в российских профессиональных обучениях и выполняет работы в течение каникул, приглашен в РФ для научно-исследовательской и педагогической деятельности и прочее). В п. 4.5 ст. 13 Закона 115-ФЗ также указаны условия, при которых работодатель может нанимать мигрантов без специального разрешения на привлечение к труду иностранных работников: • если иностранцы прибыли в РФ на условиях, не требующих получения визы; • если иностранец является высококвалифицированным специалистом для привлечения к труду в РФ или членом семьи такого специалиста; • если мигрант обучается в РФ в профессиональной образовательной организации на очной форме; • если иностранный работник является гражданином страны-участницы ЕАЭС (ст. 97 «Договора о Евразийском экономическом союзе»). Для получения разрешения на использование работников-иностранцев работодателю необходимо заполнить заявление по форме, утвержденной приказом МВД России № 392 от 19.06.2017г. и направить его в управление по вопросам миграции МВД России (в территориальное отделение). Для устройства на работу «визового» иностранца, помимо разрешения на привлечение к труду, работодателю требуется также получить в МВД приглашение на въезд иностранного работника в РФ (данное приглашение нужно мигранту для получения однократной визы на въезд и выезд из России) – п. 2 ст. 18 Закона № 115-ФЗ. Одновременно с получением приглашения на работу «визового» мигранта работодатель должен подать документы для выдачи разрешения на работу для данного иностранного работника. Уточнить необходимость наличия визы можно в письме МИД России № 19261/кд от 27 апреля 2012г. «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию». И для «визовых», и для «безвизовых» иностранцев обязательно наличие миграционной карты. Она заполняется на границе въезда в Россию и позволит получить разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 3 ст. 30 Закона 115-ФЗ). В целом, разными категориями иностранцев предоставляется разный пакет документов при приеме. Условно всех иностранных работников можно было бы разделить на две большие группы, исходя из их статуса: 1) иностранные граждане, которые пребывают в Россию в визовом и безвизовом порядке; 2) иностранные работники, которые прибыли из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Для первой категории – визовых и безвизовых иностранцев – после того, как они прибыли на территорию РФ, работодателю необходимо приступить к оформлению трудовых отношений в виде договора. Согласно ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ, иностранный трудящийся должен иметь при себе следующий пакет документов: • документ, удостоверяющий личность (им может быть паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание, вид на жительство); • трудовая книжка; • документ, подтверждающий образование; • договор (полис) добровольного медицинского страхования (ДМС), либо вместо него работодатель может самостоятельно заключить с медицинской организацией договор о предоставлении платных медуслуг и включить в него иностранцев – п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ); • разрешение на работу (как было указано выше в статье, оно может быть оформлено самим работодателем) или патент; • разрешение на временное проживание (если иностранец находится временно на территории России) – выдается сроком на 3 года (ст. 6 Закона № 115-ФЗ); • или вид на жительство (вместо разрешения на временное проживание, если иностранец проживает в РФ постоянно). В соответствии с положениями ст. 8 Закона № 115-ФЗ вид на жительство выдается иностранцу, если он пробыл в РФ не менее одного года, срок его действия – 5 лет. Непосредственно в трудовом договоре, заключенном с иностранным работником, работодатель должен указать сведения о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. Кстати, иностранцам не нужно предоставлять при приеме документы воинского учета. Порядок трудоустройства второй категории работников – прибывших из ЕАЭС – гораздо проще и мало чем отличается от трудоустройства россиян. Гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии не нужно получать разрешение на работу (или патент), разрешение на временное проживание (или вид на жительство), а работодателям не требуется получать разрешение на использование иностранного наемного труда. Таким иностранцам достаточно предоставить: • паспорт; • трудовую книжку; • документ об образовании; • полис добровольного или обязательного мед.страхования; • миграционную карту (а граждане Белоруссии и вовсе освобождаются от оформления данной карты по двустороннему Соглашению от 24.01.2006). После заключения трудового договора/договора ГПХ, в т.ч. и с гражданами из ЕАЭС, согласно п. 8 ст. 13 Закона 115-ФЗ, в течение трех рабочих дней работодатель должен уведомить об этом событии органы МВД. При расторжении договора (увольнении иностранца) также в трехдневный срок нужно предоставить уведомление в МВД для снятия его с учета. Сделать это можно как на бумажном носителе, так и электронно по ТКС. Кроме всех вышеописанных действий, важно также знать, что после прибытия иностранца в РФ (в т.ч. и граждан ЕАЭС) его необходимо поставить на миграционный учет. По общему правилу, согласно п. 3 ст. 20 Закона 109-ФЗ, в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца работодатель предоставляет уведомление о его прибытии в орган миграционного учета. В исключениях – в течение одного рабочего дня после прибытия. Для работников из ЕАЭС постановка на учет обязательна при нахождении в России свыше 30 суток (если меньше, то учет не нужен) – п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС. Наказание за нарушение условий найма иностранцев В ст. 18.15 КоАП указаны основные нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность работодателя: 1) если трудоустроен иностранец без разрешения на работу или патента (либо есть иные нарушения в этой области); 2) если работодатель трудоустраивает иностранных граждан без предварительного получения разрешения на привлечение иностранного труда в случаях, установленных законом; 3) если работодатель не уведомил территориальные органы в сфере миграции о заключении или прекращении договорных отношений на работу с иностранцами в трехдневный срок в случаях, предусмотренных законом. За первые два нарушения положены штрафы: для граждан – от 2000 до 5000 руб., для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 250 000 до 800 000 руб. (либо приостановление деятельности юрлица на срок от 14 до 90 суток). За нарушение при неуведомлении положен штраф для граждан также от 2000 до 5000 руб., для должностных лиц от 35 000 до 50 000 руб. и для юрлиц от 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности. Главой 18 КоАП РФ также предусмотрены иные штрафы. Все штрафные санкции назначаются в отношении нарушений по каждому иностранцу. Выплата заработной платы и НДФЛ В п. 2 ст. 207 НК РФ указано определение резидента. Соответственно, нерезидентом признается лицо, находящееся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Регулирование расчетов по заработной плате с нерезидентами попадает под действие Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно п. 3 ст. 10 настоящего Закона, операции с нерезидентами в валюте РФ должны осуществляться на банковские счета, открытые в России. Если зарплата нерезиденту выдается через кассу, то к организации будет применен штраф от ¾ до 1 размера валютной операции (выплаты), а для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). Кроме того, следует не забывать и про размер удержания НДФЛ с выплат нерезиденту. П. 3 ст. 224 НК РФ устанавливает ставку НДФЛ для иностранцев-нерезидентов 30%. Но есть некоторые исключения, указанные в статье – к примеру, для высококвалифицированных иностранных специалистов установлена ставка 13%. |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|