Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
08.09.2015, 15:17 | #1 |
статус: ведущий бухгалтер
Регистрация: 06.07.2011
Сообщений: 383
Спасибо: 0
|
Налогообложение временно пребывающих иностранцев
Всем привет! Сегодня уведомили УФМС о оформлении временно пребывающего сотрудника на работу. А как его оформить? Интересует НДФЛ, страховое и медицинское обслуживание. Начислять ли взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС, НС и ПЗ, НДФЛ? В УФМС сказали, что он должен платить каждый месяц по патенту определенную сумму и все. Но трудовой договор сказали с ним сделать.
|
08.09.2015, 16:49 | #2 |
Alter ego
Регистрация: 30.11.2009
Адрес: г.Москва
Сообщений: 55,941
Спасибо: 4,260
|
Re: Налогообложение временно пребывающих иностранцев
,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Развернуть для просмотраМАСТЕР-КЛАСС ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНОСТРАНЦЕВ ИЗ ЕАЭС
(Как принять на работу временно пребывающих в РФ мигрантов) С этого года изменился порядок обложения страховыми взносами доходов временно пребывающих в России иностранных работников, не являющихся высококвалифицированными специалистами. С выплат таким работникам надо начислять взносы: - в ПФР - по тем же тарифам, по которым вы начисляете взносы с выплат работникам-россиянам, независимо от того, на какой срок заключен трудовой договор с иностранцем <1>; - в ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - по тарифу 1,8% <2>. Это, в свою очередь, дает иностранцу право на пособие по временной нетрудоспособности, правда, при условии, что взносы за него уплачивались минимум в течение 6 месяцев до месяца, в котором он заболел; - в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве - по общим тарифам (в этой части по сравнению с прошлым годом ничего не изменилось) <3>. А вот взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование с выплат временно пребывающим иностранцам по общему правилу начислять не надо <4>. Но с нового года у нас появилась еще одна категория иностранных работников, временно пребывающих в РФ. Это иностранцы из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). А для них в части трудоустройства и социального страхования есть и специальные правила. -------------------------------- <1> Пункт 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. <2> Части 1, 4.1 ст. 2 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ); п. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ). <3> Пункт 2 ст. 5 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. <4> Пункт 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ); п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Кто в составе ЕАЭС Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС) подписан 29.05.2014 Россией, Казахстаном и Белоруссией. Он регулирует, в частности, и вопросы трудовой миграции граждан этих стран. К Договору о ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия <5>. С 2015 г. Договор о ЕАЭС вступил в силу для всех этих стран, кроме Киргизии. Поэтому, говоря о работниках из стран ЕАЭС, мы будем иметь в виду граждан Белоруссии, Казахстана и Армении. Когда же вступит в силу Договор о присоединении Киргизии, все сказанное станет относиться и к гражданам этой страны. Договор о ЕАЭС - это международный договор, а значит, его нормы приоритетнее норм внутреннего российского законодательства, в том числе налогового и трудового, а также законодательства об обязательном социальном страховании <6>. В чем же особенности трудоустройства и уплаты взносов с выплат гражданам из государств - участников ЕАЭС, временно пребывающим в России? -------------------------------- <5> Статья 1 Договора от 10.10.2014 о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС; ст. 1 Договора от 23.12.2014 о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС. <6> Часть 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 1 ст. 7 НК РФ; ст. 10 ТК РФ; ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ; ст. 25 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ; ч. 4 ст. 1 Закона N 212-ФЗ. Привилегии работников из стран ЕАЭС Итак, с 2015 г. временно пребывающие и желающие работать в РФ граждане Белоруссии, Казахстана и Армении (работники из ЕАЭС) имеют ряд льгот, в частности: - им не требуется получать разрешение на работу или патент в РФ <7>; - на них не распространяется ограничение по доле иностранцев в общей численности работников в определенных отраслях <8>; - они и члены их семей могут находиться в РФ в течение всего срока действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с российской организацией или предпринимателем. Например, если вы заключили с гражданином Армении бессрочный трудовой договор, он и члены его семьи вправе находиться в РФ вплоть до расторжения этого трудового договора <9>; - их доходы от работы по найму с первого дня облагаются НДФЛ по ставке 13%, как доходы налоговых резидентов РФ <10>. А вот с предоставлением им стандартных налоговых вычетов все не так просто. Вот что по этому поводу сказали нам в Минфине. Из авторитетных источников Стельмах Николай Николаевич, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса "Доход иностранцев из ЕАЭС облагается в государстве трудоустройства с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого государства <11>. А доходы налоговых резидентов РФ облагаются НДФЛ по ставке 13% <12>. Вместе с тем, несмотря на то что доходы иностранцев из ЕАЭС облагаются НДФЛ тоже по ставке 13%, налоговыми резидентами РФ они не являются. То есть Договор о ЕАЭС в таком случае регулирует только вопрос о применении налоговой ставки и никакой другой. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, применяются стандартные налоговые вычеты <13>, а это значит, что вычеты предусмотрены только для резидентов РФ. Поэтому стандартные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются иностранцам из ЕАЭС в 2015 г. с месяца получения ими статуса резидента РФ, а не с месяца трудоустройства"; - социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) таких работников, а также членов их семей производится в том же порядке и на тех же условиях, что и граждан РФ <14>. Социальное страхование включает в себя следующие виды обязательного социального страхования <15>: - страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - медицинское страхование. -------------------------------- <7> Пункт 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС. <8> Пункт 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС. <9> Пункт 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС. <10> Статья 73 Договора о ЕАЭС; п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 224 НК РФ; ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; Письмо ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561. <11> Статья 73 Договора о ЕАЭС. <12> Пункт 1 ст. 224 НК РФ. <13> Пункт 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ. <14> Пункт 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС. <15> Пункт 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС; п. п. 1, 1.1 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ. ФСС: пособия и тарифы взносов С 2015 г. работники из ЕАЭС для целей обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются застрахованными лицами. То есть имеют право на все пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС. Причем право на пособие по временной нетрудоспособности они имеют с первого дня трудоустройства, а не после того, как за них 6 месяцев будут уплачиваться взносы в ФСС <16>. Соответственно, и выплаты в пользу таких работников должны облагаться взносами в ФСС по такому же тарифу, что и выплаты в пользу работников-россиян. В общем случае это 2,9%, а не 1,8% (как с выплат другим иностранцам, временно пребывающим в РФ) <17>. Это нам подтвердили и в ФСС. Из авторитетных источников Ильюхина Татьяна Митрофановна, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ "Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством трудящихся из государств ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства <18>. Поэтому временно пребывающие в РФ граждане Белоруссии, Казахстана и Армении, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по указанному виду страхования и имеют в этой сфере те же права, что и граждане РФ, в том числе право на получение: - пособия по временной нетрудоспособности (независимо от периода уплаты за них страховых взносов); - пособия по беременности и родам; - единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; - единовременного пособия при рождении ребенка; - пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - пособия на погребение. Аналогичное мнение высказано и в недавно вышедшем Письме Минтруда <19>. Поэтому российская организация (предприниматель), заключившая с гражданином страны - участника ЕАЭС, временно пребывающим в РФ, трудовой договор, обязана уплачивать страховые взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат, начисленных в пользу такого работника, по тем же тарифам, что и с выплат работникам-россиянам. Если работодатель не имеет права на применение пониженного тарифа взносов в ФСС, то по тарифу 2,9%". -------------------------------- <16> Часть 1 ст. 1.4, ч. 1, 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ. <17> Пункты 2, 2.1 ч. 2 ст. 12, п. 2 ч. 1.1, ч. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ. <18> Пункт 5 ст. 96, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС. <19> Письмо Минтруда России от 05.12.2014 N 17-1/10/В-8313. Бесплатная медицинская помощь и взносы в ФФОМС Гораздо сложнее найти ответ на вопрос о том, являются ли работники из ЕАЭС застрахованными в системе ОМС. Дело в том, что, с одной стороны, в Договоре о ЕАЭС сказано: трудовые мигранты из стран - членов ЕАЭС подлежат социальному страхованию в России на тех же условиях и в том же порядке, что и россияне. А к социальному страхованию Договор о ЕАЭС относит, помимо прочего, и обязательное медицинское страхование <20>. Поэтому можно сделать вывод, что такие работники, как и россияне, являются застрахованными лицами в системе ОМС, то есть: - они вправе получать бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС <21>; - с выплат в пользу работников из ЕАЭС работодатель-страхователь должен платить взносы в ФФОМС по тарифу 5,1% <22>. С другой стороны, оказание скорой медицинской помощи таким работникам регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС <23>. В нем сказано: - скорая медицинская помощь (в неотложной и экстренной формах) работникам из ЕАЭС предоставляется "бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса" <24>; - после устранения непосредственной угрозы жизни продолжение лечения оплачивается за счет самого иностранца либо из "источников, не запрещенных законодательством государства трудоустройства" <25>. Рассказываем руководителю Несмотря на то что граждан ЕАЭС можно принимать на работу без разрешений и патентов, это не освобождает работодателя от обязанности поставить таких граждан на миграционный учет. Сделать это нужно в течение 7 рабочих дней с даты заключения трудового договора с мигрантом <26>. Неисполнение указанной обязанности может обернуться штрафом <27>: - для организации или предпринимателя - от 400 тыс. до 500 тыс. руб. за каждого мигранта; - для должностных лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб. за каждого мигранта. Все эти нормы в совокупности можно трактовать по-разному. Можно говорить, что Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС регулируется порядок получения такими работниками любой медицинской помощи на территории России. Поэтому любая медицинская помощь, которая не относится к скорой помощи, оказывается работникам из ЕАЭС исключительно на платной основе. Тогда их нельзя признать застрахованными в системе ОМС, соответственно, и работодатель не является для них страхователем. При такой трактовке взносы на ОМС с выплат этим работникам платить не надо. Именно с таким подходом согласны в ПФР, который, как известно, является органом, полномочным контролировать правильность исчисления и уплаты взносов на ОМС <28>. Из авторитетных источников Дашина Тамара Николаевна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области "Работники - граждане государств - членов ЕАЭС, имеющие статус временно пребывающих иностранных граждан, на территории России могут бесплатно получать только скорую медицинскую помощь (в экстренной и неотложной формах). Остальные виды медицинской помощи таким лицам оказываются только на платной основе, а не за счет ФФОМС. Поэтому взносы на обязательное медицинское страхование с выплат таким работникам платить не надо <29>". Правда, тогда непонятно, в чем заключается право этих работников на такой вид социального страхования, как медицинское. Ведь на территории РФ медицинская помощь в экстренной форме и скорая медицинская помощь оказываются бесплатно всем иностранцам без исключения <30>. Также можно считать, что Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС регулируются исключительно вопросы оказания скорой медицинской помощи. Но и остальная медицинская помощь оказывается работникам из ЕАЭС бесплатно, так как они являются такими же застрахованными лицами в системе ОМС, как и россияне. Тогда получается, что российский работодатель является для таких работников страхователем и должен начислять взносы на ОМС с выплат им по тарифу 5,1%. С такой позицией согласны в Минтруде. Из авторитетных источников Котова Любовь Алексеевна, заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России "Российская организация (предприниматель), заключившая с гражданином Белоруссии, Казахстана или Армении, временно пребывающим в РФ, трудовой договор, обязана уплачивать страховые взносы во все государственные внебюджетные фонды, в том числе в ФФОМС, с выплат, начисленных в пользу такого работника <31>. А вопрос о том, на какие виды бесплатной медицинской помощи имеют право такие работники, находится в компетенции Минздрава России". Остается только признать, что в настоящее время нет четкого ответа на вопрос о необходимости начисления взносов на ОМС с выплат таким работникам. С этим согласны и в Минздраве. Из авторитетных источников Ковязина Нина Заурбековна, заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России "Нормы Договора о ЕАЭС и Приложения N 30 к этому Договору сформулированы так, что допускают разные варианты прочтения, и практика их применения пока не сформировалась. Поэтому сейчас невозможно дать однозначный ответ на вопрос, нужно ли платить взносы на обязательное медицинское страхование за работников - граждан государств - членов ЕАЭС". А пока непонятно, нужно ли начислять взносы на ОМС с выплат работникам, являющимся гражданами государств - членов ЕАЭС, все-таки безопаснее это делать. Ведь иначе, если чиновники потом решат, что взносы начислять все-таки нужно, вам как минимум придется доплатить взносы и пени <32>. А в худшем случае с работодателя смогут взыскать штраф за несвоевременную уплату взносов <33>. Зато если ведомства сойдутся на том, что в уплате взносов за таких иностранцев нет необходимости, вы просто вернете или зачтете переплату. Напомним, что с этого года переплату по взносам на ОМС можно зачесть и в счет уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование <34>. * * * Итак, в 2015 г. за работников из стран - членов ЕАЭС надо уплачивать страховые взносы: - в ПФР с выплат, не превышающих 711 000 руб., - по тарифу 22%, с выплат, превышающих эту сумму, - по тарифу 10% <35>; - в ФФОМС - по тарифу 5,1%; - в ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат, не превышающих 670 000 руб., - по тарифу 2,9% (с выплат свыше 670 000 руб. взносы уплачивать не нужно) <36>; - в ФСС на страхование от несчастных случаев - по тарифу, установленному вашей организации. -------------------------------- <20> Пункт 3 ст. 98, п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС. <21> Часть 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ. <22> Подпункт "а" п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 326-ФЗ; ч. 1 ст. 7, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ. <23> Пункт 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС. <24> Пункт 4 Приложения N 30 к Договору о ЕАЭС. <25> Пункт 5 Приложения N 30 к Договору о ЕАЭС. <26> Пункт 7 ч. 1 ст. 2, п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 20, п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ. <27> Часть 4 ст. 18.9 КоАП РФ. <28> Часть 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ. <29> Пункт 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. <30> Пункты 3, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186. <31> Пункт 3 ст. 98, п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС. <32> Часть 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ. <33> Статья 47 Закона N 212-ФЗ. <34> Часть 21 ст. 26, ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ. <35> Часть 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316. <36> Части 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316. Е.А.Рожкова Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Подписано в печать 20.02.2015 [свернуть]
__________________
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа (с) |
|
|