статус: Бог в бухгалтерии
Регистрация: 22.01.2008
Сообщений: 11,395
Спасибо: 470
|
Re: Несчастный случай на производстве
Tany@@, вот почитайте
Цитата:
"Кадровый вопрос", 2011, N 8
НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И ПОРЯДОК ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с требованиями охраны труда работодатель несет ответственность за безопасность своих сотрудников с начала деятельности предприятия. Как известно, ни одна организация не застрахована от несчастных случаев, поэтому работодатель обязан знать, как поступить в той или иной ситуации, какие меры предпринимать при возникновении таких ситуаций, как правильно оформить и т.д.
На производственных предприятиях должны быть установлены правила поведения работников при чрезвычайном происшествии (правила поведения при ЧП), разработанные работодателем с учетом специфики производственного процесса, оборудования, аппаратуры и т.д., с которыми работников следует ознакомить под роспись. При приобретении предприятием нового производственного оборудования или замене старого в данные правила следует внести изменения или дополнить их новыми положениями. С такими правилами работников также следует ознакомить под роспись.
Произошедшие несчастные случаи подлежат расследованию и учету. При этом не имеет значения, с кем из сотрудников они произошли: с сотрудником, которым заключен трудовой договор, или нет. Так, например, в производственной деятельности работодателя могут участвовать студенты, проходящие производственную практику, или лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ. То есть несчастные случаи с этой категорией лиц также подлежат расследованию.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Согласно ст. 228 ТК РФ при несчастном случае работодатель обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
О происшествии любого страхового (несчастного) случая сообщается в отделение ФСС РФ по месту регистрации работодателя в качестве страхователя. В случае группового несчастного случая (два человека и более), тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом работодатель обязан (ст. 228.1 ТК РФ) в течение суток направить извещение по установленной форме:
- в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
- в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
- в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);
- в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
В данной статье рассмотрим случай, который, к примеру, мог произойти на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности). Капитан такого судна должен незамедлительно сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании - также в соответствующее консульство Российской Федерации. Тот, в свою очередь, в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в:
- соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- соответствующую прокуратуру по месту регистрации судна;
- соответствующие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области радиационной безопасности, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
- соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов;
- исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя).
При случаях острого отравления работодатель (его представитель) обязан сообщить в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
Порядок направления и форма сообщения о страховом случае, направляемом в ФСС РФ, определены Приказом ФСС РФ от 24 августа 2000 г. N 157.
Каждый пострадавший, а также его законный представитель имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.
Для расследования несчастного случая работодатель должен создать комиссию согласно требованиям ст. 229 ТК РФ. Состав комиссии должен быть не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).
Сроки проведения расследования устанавливаются в соответствии с положениями ст. 229.1 ТК РФ и составляют:
- 3 дня, если в результате несчастного случая один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья;
- 15 дней, если пострадавшие получили тяжелые повреждения здоровья или есть погибшие;
- месяц со дня поступления заявления от пострадавшего, если утрата трудоспособности наступила спустя некоторое время после несчастного случая.
Сроки расследования могут быть продлены, но не более чем на 15 дней, в случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений.
Поскольку расследование несчастного случая должно быть документально оформлено, ст. 229.2 ТК РФ установлен примерный перечень необходимых для этого документов. В него включены:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также круг лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или несчастный случай, не связанный с производством.
В случае квалификации комиссией несчастного случая как произошедшего на производстве необходимо составить акт формы Н-1 (форма 2 Приложения 1 к Постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 (далее - Постановление N 73)). В данном акте необходимо подробно описать обстоятельства происшествия с указанием лиц, допустивших нарушение правил охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности пострадавшего в акте указывается степень его вины в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве. В целом содержание акта должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование несчастного случая.
Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также фиксируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве (форма 9 Приложения 1 к Постановлению N 73). В трехдневный срок после утверждения акта работодатель обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а в случае гибели - родственникам по их требованию. Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего в силу п. 30 Постановления N 73 и ч. 6 ст. 230 ТК РФ. При страховых случаях на производстве третий экземпляр акта Н-1 (Н-1ПС) и копии материалов расследования работодатель направляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
После того как пострадавший выздоровеет и выйдет на работу, работодатель обязан сообщить о принятых мерах по предотвращению подобных случаев и о том, какие последствия имел данный несчастный случай, в трудовую инспекцию по форме 8 Приложения 1 к Постановлению N 73 с указанием суммы материального ущерба, нанесенного организации, суммы выплат и состояния здоровья пострадавшего. Если несчастный случай признан страховым, такое сообщение необходимо направить и в отделение ФСС. Если данный случай будет квалифицирован комиссией как не связанный с производством, то он оформляется актом произвольной формы. Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Согласно ст. 229.3 ТК РФ расследование несчастных случаев может проводить Государственная инспекция труда (далее - ГИТ). Государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от его срока давности при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный контроль и надзор
соблюдения трудового законодательства
Одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране является деятельность системы государственных органов надзора и контроля. В соответствии со ст. 353 ТК РФ на территории Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная инспекция труда (далее - ФИТ).
Федеральная инспекция труда осуществляет ряд мероприятий совместно с федеральными органами исполнительной власти - федеральные надзоры, выполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Ростехнадзор, Роспотребнадзор).
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, является Федеральная служба по труду и занятости (далее - Роструд), действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (далее - Положение N 324).
Согласно п. 4 Положения N 324 Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - государственные инспекции труда (далее - ГИТ), которые утверждаются приказами Роструда. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Следует учитывать, что органы прокуратуры в осуществлении своих надзорных функций не подменяют деятельность других федеральных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.
Проверки государственными инспекторами труда могут осуществляться на основании различных обстоятельств. Это может происходить и в рамках планируемой деятельности по контролю за соблюдением положений трудового законодательства, и по фактам происшедших несчастных случаев на производстве. Также поводами к проверке могут послужить сообщения профсоюзных органов, работников или иных лиц о нарушении трудового законодательства или об иных вопросах, находящихся в компетенции ФИТ (ГИТ), либо информация, поступающая от правоохранительных органов, и т.д. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлены основные принципы, которые должны соблюдаться должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверок.
Таким образом, государственная инспекция труда вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения планов на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом. Согласно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Перед проведением проверки инспектор по труду должен предъявить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю служебное удостоверение и распоряжение (приказ) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки в соответствии с ее назначением.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с вручением под роспись данных документов. В случае если данные документы не были предъявлены, инспектор не вправе проводить контрольные мероприятия.
Продолжительность проведения контрольных мероприятий не может превышать 20 дней. А в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141, в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной в Приложении 4 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. При отсутствии такого журнала в акте проверки делается соответствующая запись.
При обнаружении нарушений инспекторы труда выписывают предписание на их устранение, для проверки выполнения которого могут прийти повторно.
О.Берг
Эксперт журнала
Подписано в печать
10.10.2011
|
......................
|