Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
06.08.2011, 16:46 | #1 |
статус: Бог в бухгалтерии
Регистрация: 02.03.2007
Адрес: г.Санкт-Петербург
Сообщений: 32,514
Спасибо: 1,921
|
Как закрыть ИП
Ситуации, когда предприниматель решает попрощаться со своим бизнес-статусом на практике встречаются достаточно часто. Причем это не всегда связано с тем, что «бизнес не пошел». Многие, поработав в качестве предпринимателя, понимают, что у этой формы ведения бизнеса есть не только плюсы, но и ограничения. И решают зарегистрировать организацию. Однако в любом случае, прекращение предпринимательского статуса требует официального оформления: «бросать» ИП, в отличие от фирмы, очень опасно — ведь предприниматель отвечает по своим долгам личным имуществом.
Вводная информация То, что для прекращения статуса индивидуального предпринимателя нужно обращаться в налоговую инспекцию, слышали, наверное, все. И это действительно так. Однако на практике до того, как нести в налоговую соответствующее заявление, нужно совершить еще множество немаловажных действий. Причем, алгоритм действий ИП, который работал сам на себя, и предпринимателя, использовавшего наемный труд, на этой, доналоговой стадии несколько различаются. В любом случае отправным пунктом для всех мероприятий по прекращению деятельности будет соответствующее решение предпринимателя. Особенность же в данном случае заключается в том, что оформить это решение лучше письменно, проставив дату и заверив подписью и (если имеется) печатью. Данный документ будет официальной точкой отсчета для всех дальнейших действий. Если у предпринимателя есть работники Начнем с тех предпринимателей, у которых есть работники. Им предстоит совершить несколько дополнительных (по отношению к ИП без сотрудников) действий. Итак, первое, что нужно сделать ИП, который использует наемный труд, — это расторгнуть трудовые договоры с сотрудниками. Для данного случая в Трудовом кодексе предусмотрено специальное основание расторжения трудового договора — пункт 1 статьи 81 ТК РФ. Для его применения как раз и понадобится официальный документ, подтверждающий решение о прекращении деятельности, о котором мы говорили выше. Заметьте, что на основании пункта 1 статьи 81 ТК РФ разрешается увольнять любых работников, в том числе и беременных женщин (ч. 1 ст. 261 ТК РФ). Но больше никаких поблажек Трудовой кодекс не делает. Работников нужно заранее, не менее чем за два месяца письменно предупредить о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Более того, об увольнении в связи прекращением деятельности предпринимателя нужно уведомить службу занятости. Сделать это нужно не менее чем за две недели до первого увольнения по данному обстоятельству (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). По действующей редакции данного закона уведомление в службу занятости надо направлять даже при увольнении одного работника, если причиной увольнения является прекращение деятельности предпринимателя. Форма для такого уведомления специально не установлена, но на практике для этих целей применяется форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.02.93 № 99 для случаев массового увольнения. Но на этом предварительные уведомления не заканчиваются. Так, предпринимателю, который использует наемный труд, нужно еще до подачи в ИФНС заявления о прекращения деятельности направить сведения в ПФР и ФСС и заплатить причитающиеся суммы. В пенсионный фонд подается расчет по форме РСВ-1, а в ФСС — по форме 4-ФСС. Также необходимо доплатить разницу между суммой взносов по расчетам и суммой ранее уплаченных взносов. На это отводится 15 календарных дней со дня представления расчетов. Наконец, после того, как будет уволен последний работник, нужно обратиться в ФСС с заявлением о снятии с учета в качестве работодателя. К заявлению нужно приложить копии штатного расписания, а также приказов об увольнении сотрудников. Что делать дальше Перейдем теперь к описанию действий, которые нужно совершить для «ликвидации» ИП, независимо от того, есть у него работники или нет. Так, в течение трех дней, после того, как предприниматель принял официальное решение о ликвидации нужно письменно уведомить об этом ПФР и ФСС по месту жительства. Затем, не позднее месяца со дня принятия решения о ликвидации в ПФР нужно подать сведения по персонифицированному учету (за себя, а если есть работники, то еще и за работников), формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2 и АДВ-6-3. Здесь заметим, что на практике во многих отделениях ПФР сведения по персонифицированному учету на самого предпринимателя не требуют, ограничиваясь лишь упомянутыми формами. Так что лучше этот вопрос прояснить заранее в вашем отделении ПФР, чтобы не выполнять лишнюю работу. В обмен на эти документы ПФР выдает соответствующую справку. Она может понадобиться предпринимателю при обращении в налоговую инспекцию (хотя прямо законом это и не предусмотрено, лучше все же не терять данный документ, чтобы ускорить процедуру «ликвидации»). После того, как сделано все вышеописанное, можно готовиться к походу в налоговую. Начинать эту подготовку надо с уплаты государственной пошлины за госрегистрацию прекращения деятельности ИП. Реквизиты надо уточнить в налоговой инспекции, которая осуществляет в вашем регионе данное регистрационное действие. Затем заполняем первые две страницы заявления по форме Р26001, прилагаем к ним документ, подтверждающий уплату госпошлины, и передаем этот комплект в налоговую инспекцию. В обмен на них инспекция выдаст предпринимателю расписку в получении документов. Через 6 рабочих дней в Едином госреестре (ЕГРИП) должна появиться запись о том, что ИП с вашим ИНН и ФИО больше не существует. В качестве документа, подтверждающего сей факт в инспекции можно получить свидетельство по форме № Р65001. ИП нет, а обязанности есть С даты внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности предприниматель официально утрачивает свой статус. Однако сама процедура «ликвидации» на этом не закончена. Так, в течение 12 рабочих дней в ПФР надо будет сдать расчет по форме РСВ-2 ПФР. Соответственно, если при заполнении этого расчета выявятся суммы к уплате, то их нужно будет доплатить в течение 15 дней со дня подачи расчета (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Правда, обычно таких сумм к доплате у предпринимателя не обнаруживается, поскольку все расчеты уже были произведены еще до обращения в ИФНС, а штраф за непредставление данного отчета (при условии, что нет сумм к доплате) всего 100 рублей. Поэтому многие уже бывшие предприниматели предпочитают проявить «забывчивость», чем еще раз связываться с ПФР. Далее: счет, открытый в банке именно для предпринимательской деятельности, лучше закрыть сразу после того, как будут произведены все расчеты с работниками и с государством (по налогам). Все равно принимать платежи по нему после того, как ИП перестал быть таковым, банк не сможет*. Аналогично нужно поступить с кассовым аппаратом, если он имеется и в планы бывшего ИП входит его продажа — его лучше снять с налогового учета. Дело в том, что продать ККТ, не снятую с учета, можно только на запчасти, поскольку без отметки о снятии с регистрации новый владелец аппарата просто не сможет его зарегистрировать. Ну и наконец, надо помнить, что утрата статуса ИП (в отличие от ликвидации организации) не означает автоматического прекращения всех тех обязательств, которые у предпринимателя возникли по заключенным ранее договорам — по ним бывший ИП продолжает отвечать в полном объеме. * Обратите внимание, что если счет закрыт до того, как в ЕГРИП внесена запись о ликвидации ИП, то об этом факте нужно отдельно (в течение 7 рабочих дней) сообщить в налоговую по месту регистрации. Если же закрытие происходит после утраты статуса, то такой обязанности у налогоплательщика уже нет (пп.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|