Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
Регистрация | Справка | Пользователи | Социальные группы | Календарь | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#2 |
Азазелька
|
![]()
Необходимо ли корректировать учетную политику казенного учреждения для целей бухгалтерского учета на 2013 год?
Учетная политика является первостепенным документом учреждения, регламентирующим его деятельность в области бухгалтерского учета и налогообложения. Начало очередного финансового года ознаменовано вступлением в силу серьезного количества поправок в законодательстве, в том числе касающихся казенных учреждений. В данной статье мы проанализируем изменения в законодательстве, затрагивающие ведение бухгалтерского учета в казенных учреждениях, а также разберемся, необходимо ли вносить коррективы в учетную политику на основании новых норм. В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н*(1) казенные учреждения в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, формируют учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых ими согласно законодательству РФ полномочий. Обязательными разделами учетной политики являются: - рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета; - методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; - порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете; - формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством РФ не установлены обязательные формы. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н; - порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля; - иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета. Для начала, чтобы разобраться, нужно ли вносить изменения в учетную политику, составим нормативно-правовую базу документов, регламентирующих деятельность казенных учреждений: - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ); - Инструкция N 157н; - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н, в редакции Приказа Минфина РФ от 24.12.2012 N 174н (далее - Инструкция N 162н); - Приказ Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"; - Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению" (далее - Приказ Минфина РФ N 173н); - Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ", в редакции Приказа Минфина РФ от 26.10.2012 N 138н (далее - Приказ N 191н); - Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 N 373-П; - Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"; - Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества"; - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49); - Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"; - иные нормативно-правовые акты РФ, регулирующие вопросы бюджетного учета. Далее рассмотрим основные изменения и дополнения, внесенные в нормативно-правовые акты, которые необходимо учесть при формировании учетной политики на 2013 год. Новый закон о бухгалтерском учете Закон N 402-ФЗ был принят еще в 2011 году, но применять на практике его основные положения можно только в наступившем 2013 году. Следует отметить, что в новом законе особо выделено положение о том, что он применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (ст. 2 Закона N 402-ФЗ). Ранее, в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), отсутствовала конкретизация в отношении бюджетного учета и отчетности, и положения закона обобщенно распространялись на все организации, находящиеся на территории РФ. Дано определение учетной политики: согласно ст. 8 Закона N 402-ФЗ это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Учреждения должны самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Если в отношении конкретного объекта федеральными стандартами не определен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывают сами учреждения, исходя из требований, установленных законодательством РФ. Из нового закона исключен список обязательных разделов учетной политики, таких как рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, правила документооборота и т.д. Однако, как уже было отмечено выше, аналогичные разделы содержатся в Инструкции N 157н, на основании которой казенные учреждения составляют учетную политику. Порядок изменения учетной политики в целом остался прежним, но имеются некоторые дополнения. Она, как и прежде, должна применяться последовательно из года в год. Учетную политику изменяют с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Напомним, формулировка "если иное не обусловливается причиной такого изменения" в Законе N 129-ФЗ отсутствовала, поправки можно было вносить только с начала отчетного года. В течение года учетная политика может корректироваться в следующих случаях: - при изменении законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; - при разработке учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; - при существенном изменении условий деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона N 402-ФЗ перечень объектов бухгалтерского учета дополнен и исправлен, теперь в его состав включаются: - факты хозяйственной жизни; - активы; - обязательства; - источники финансирования его деятельности; - доходы; - расходы; - иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами. Новый закон не рассматривает способы оценки имущества и обязательств. В нем лишь указано следующее: - объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению; - денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ; - если иное не установлено законодательством РФ, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (ст. 12 Закона N 402-ФЗ). Согласно ст. 7 Закона N 402-ФЗ за организацию бухгалтерского учета в учреждении и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель учреждения. Он же принимает решение, кем должен вестись учет - силами бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером, иным должностным лицом учреждения или специалистами, привлекаемыми на договорных началах. Отсюда следует, что руководитель учреждения не вправе возлагать на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета. Установлены конкретные требования к лицам, которые могут быть приняты на должность главного бухгалтера: - уровень образования - высшее профессиональное; - стаж работы - не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее 5 лет из последних 7 календарных лет; - отсутствие судимости за преступления в сфере экономики. Казенные учреждения не указаны в числе организаций, на которые распространяются требования к главному бухгалтеру, но такие требования могут быть установлены подзаконными актами (приказами Минфина или ведомственными и отраслевыми распорядительными документами). В случае возникновения при ведении бухгалтерского учета разногласий между руководителем и главным бухгалтером, иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании бухгалтерских услуг, последнее слово остается за руководителем: - данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) указанными лицами по письменному распоряжению руководителя учреждения, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию; - объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) указанными лицами по письменному распоряжению руководителя учреждения, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения учреждения на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Согласно ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждаются руководителем, однако это не касается организаций государственного сектора. Напомним, что формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно на основании Приказа Минфина РФ N 173н. Что касается хозяйственных операций, для которых не предусмотрены унифицированные формы документов, то учреждение должно самостоятельно разрабатывать и утверждать их у руководителя в составе учетной политики. Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются: - наименование документа; - дата составления документа; - наименование экономического субъекта, составившего документ; - содержание факта хозяйственной жизни; - величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; - наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; - подписи лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. В соответствии с новым законом первичные учетные документы могут составляться не только на бумажных носителях, но и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В первичном учетном документе возможны исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Следует отметить, что согласно п. 10 Инструкции N 157н исправления в документах по операциям с наличными и безналичными денежными средствами не допускаются. Иные первичные учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету при согласовании с лицами, составившими и подписавшими эти документы, согласование должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, обязательными реквизитами которых являются (ст. 10 Закона N 402-ФЗ): - наименование регистра; - наименование учреждения, составившего регистр; - дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; - хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; - величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; - наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; - подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Для казенных учреждений регистры бухгалтерского учета утверждены Приказом Минфина РФ N 173н. Перечень случаев, при которых проведение инвентаризации является обязательным, исключен из текста Закона N 402-ФЗ, равно как информация об учете излишков и недостач при проведении инвентаризации. Теперь в законе говорится, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Казенные учреждения при проведении инвентаризации должны руководствоваться Методическими указаниями N 49. Состав бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора определяется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а конкретно для казенных учреждений - в соответствии с Приказом N 191н. В законе о бухгалтерском учете появился новый раздел - "Внутренний контроль бухгалтерского учета". Укажем, что казенные учреждения и ранее обеспечивали внутренний финансовый контроль. Такой порядок был обязательным и закреплялся в учетной политике учреждения на основании Инструкции N 157н. Подводя итог сказанному, отметим, что существенных изменений для казенных учреждений новый закон о бухгалтерском учете не содержит, поэтому корректировать учетную политику с его введением, по сути, не нужно, разве что закрепить в ней основные положения Закона N 402-ФЗ. Изменения в Инструкции N 157н Внесение изменений в Инструкцию N 157н обусловлено прежде всего принятием Закона N 402-ФЗ. В результате редактирования термин "хозяйствующий" исправлен на "экономический", "хозяйственные операции" - на "факты хозяйственной жизни". Сделаны поправки в реквизитах первичных учетных документов, которые аналогичны указанным в ст. 9 Закона N 402-ФЗ, за исключением одного момента. Согласно Инструкции N 157 в состав обязательных реквизитов первичного документа должна входить информация, необходимая для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Из сказанного следует, что первичные документы, которые разработаны и утверждены в прошлом году самим казенным учреждением, являются недействительными, поэтому их необходимо доработать исходя из новых требований Инструкции N 157н. Введены дополнения, касающиеся изъятых первичных документов, а именно: в случае, если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета (п. 10 Инструкции N 157н). Скорректированы наименования некоторых балансовых и забалансовых счетов: - 0 108 53 000 "Драгоценные металлы и драгоценные камни"; - 0 401 00 000 "Финансовый результат экономического субъекта"; - 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов"; - 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры"; - 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами". Добавлены новые счета, касающиеся расчетов по авансам на приобретение ценных бумаг, акций (иных форм участия в капитале): - 0 206 70 000 "Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений"; - 0 206 72 000 "Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций"; - 0 206 73 000 "Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале"; - 0 206 75 000 "Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов". Данные изменения необходимо зафиксировать в учетной политике учреждения, привести в соответствие с Инструкцией N 157н рабочий план счетов. Согласно дополнениям, внесенным в п. 27 Инструкции N 157н, фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, по которому выполнена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта. Пунктом 64 Инструкции N 157н установлено, что датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публично-правового образования в лице учреждения на данный объект согласно законодательству РФ. В силу новой редакции п. 77 Инструкции N 157н операции, связанные с получением (предоставлением) прав использования объектов непроизведенных активов, отражаются в учете учреждения не на балансовых счетах учета непроизведенных активов, а на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". На забалансовом счете 01 согласно п. 333 Инструкции N 157 теперь будут числиться земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости, а также полученное недвижимое имущество в течение времени оформления государственной регистрации прав на него (до момента принятия к учету недвижимого имущества). Изменения в Инструкции N 162н Важным изменением в Инструкции N 162н, касающимся казенных учреждений, является то, что в 18-м разряде номера счета бюджетного учета применяются только коды вида финансового обеспечения (деятельности): 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность), и 3 - средства во временном распоряжении. Код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность - теперь не может использоваться казенными учреждениями, поэтому из текста исключена формулировка "приносящая доход деятельность". Большинство казенных учреждений уже в 2012 году не применяли код вида деятельности 2. На основании ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" средства, полученные от приносящей доход деятельности, зачислялись в доход соответствующего бюджета. Код вида деятельности 2 применяли только те учреждения, которые могли использовать полученные ими средства от приносящей доход деятельности на обеспечение своей деятельности в силу документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, но только до конца переходного периода, установленного до 01.07.2012. В новую редакцию Инструкции N 162н введен раздел 6 "Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями". Что касается счетов бухгалтерского учета, то добавлены новые, исключены и скорректированы прежде действовавшие, а также приведена корреспонденция счетов по отражению различных операций. От редакции. В следующих номерах журнала мы более подробно расскажем вам об изменениях, вносимых в Инструкцию N 162н. На момент подготовки этого номера в печать данная инструкция находится на регистрации в Минюсте. М. Мишанина, редактор журнала "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г. ------------------------------------------------------------------------- *(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н.
__________________
Хотя и сладостен азарт по сразу двум идти дорогам, нельзя одной колодой карт играть и с дьяволом и с богом! |
![]() |
![]() |
Сказали спасибо: | Nat.lanina (12.04.2013) |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|