Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
Регистрация | Справка | Пользователи | Социальные группы | Календарь | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
25.03.2019, 16:16 | #1 |
статус: ведущий бухгалтер
Регистрация: 17.08.2015
Адрес: 14 регионов России.
Сообщений: 472
Спасибо: 123
|
Налог на прибыль и НДС для обособленных подразделений
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», март 2019. Надежда Игнатьева, и.о. заместителя начальника отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ». Одни организации, желая сохранить устойчивость в период кризиса, мобилизовали все силы и сделали резкий рывок вперед, другие начали искать новые рынки сбыта в новых регионах. И то, и другое очень часто приводит к тому, что организация нуждается в открытии обособленных подразделений. Но как правильно вести учет в таком случае? При условии, что есть налоги, которые платятся не только в федеральный бюджет, но и в местный. Отличие обособленного подразделения от филиала В ст. 55 ГК РФ сказано, что любая организация вправе открыть обособленное подразделение на территории России или за ее пределами. Обособленным подразделением (далее – ОП) является отдельный офис, который оборудован рабочими местами. Однако если вы снимаете пару офисов в одном здании, это не ОП, это одно подразделение, так как офисы имеют один адрес. Также нужно обратить внимание: если у вас в собственности есть какое-то помещение, где никто из сотрудников не числится, и вместо стола, стула и компьютера там лежат коробки со старыми документами – это не отдельное подразделение, это помещение со старыми коробками. Согласно ст.11 НК РФ и ст. 57 ТК РФ в ОП должны числиться сотрудники и это должно быть зафиксировано в трудовом договоре. То есть, в ОП должны быть и работники, и рабочие места, если что-то из этого отсутствует, то это уже не является ОП (Письмо Минфина от 03.11.2009 № 03-02-07/1-493). Суть ОП в том, чтобы представлять интересы организации и продвигать ее продукцию. Оно не владеет отдельным имуществом, не может вести деятельность, которую не ведет «голова». Если организация на УСН, вправе ли она образовать ОП? Да. А вот филиал создать нельзя. Основная разница между филиалом и ОП в том, что филиал может иметь свое собственное имущество. Как открыть обособленное подразделение Если вы решили открыть ОП, то фиксировать в Уставе это не нужно. В течение трех дней со дня решения открыть ОП нужно подать заявление на внесение подразделения в ЕГРЮЛ (п.5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ), и обязательно в течение одного месяца нужно уведомить налоговый орган об открытии ОП. От головной организации оформляем уведомление и направляем его в ИФНС, к которой приписано головное подразделение. Рассмотрим, как это делается в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0. Открываем вкладку «Отчетность», раздел «1С-Отчетность», пункт «Уведомления, сообщения и заявления». Нажимаем кнопку «Создать» и выбираем «Создание обособленных подразделений». Заполняете уведомление, отправляете его и контролируете этапы отправки. Уведомление о постановке на учет от инспекции, в которой будет зарегистрировано ОП, вы получите по почте. Далее заводим ОП в базе. Открываем «Справочники» – «Предприятие» – «Организации», но вы можете войти в организацию из любого документа, например, из «Реализации» или «ОСВ», нажав на кнопку со значком «Раскрывающийся список». В организации выбираем вкладку «Подразделения», нажимаем «Создать». Отмечаем галочкой, что это обособленное подразделение, затем вносим все нужные данные, обязательно при этом указываем цифровой код для счета-фактуры – он будет указываться в счетах-фактурах, которые выставлены ОП. Налог на прибыль Если вы открыли ОП в одном регионе с головным (например, головное подразделение в Ростове-на-Дону, а ОП – в Сальске), то вам не нужно вести раздельный учет для расчета налога, так как платить вы будете его в один и тот же региональный бюджет – бюджет Ростовской области (п. 1 ст. 284 НК РФ). Допустим, мы открыли ОП, запись о нем внесли в ЕГРЮЛ, поставили на учет в ИФНС и завели в базе. Получаем прибыль, из которой 17% должны заплатить в региональный бюджет. Как высчитать эти 17% для каждого ОП? Налоговую базу можно рассчитать следующими способами: по остаточной стоимости амортизируемого имущества + среднесписочная численность работников ОП; по остаточной стоимости амортизируемого имущества + расходы на оплату труда сотрудников ОП. Если имущество не числится в пользовании обособленного подразделения (арендовано вместе с офисом), то расчет ведется исходя только из численности работников или расходов на оплату труда. Далее выбираем способ расчета и закрепляем его в учетной политике. В течение года менять его нельзя (п. 2 ст. 288 НК РФ). Проведем расчет величины налоговой базы при наличии имущества у ОП. Следует обратить внимание, что расчет идет именно по амортизируемым объектам, а те, которые уже амортизированы, но еще числятся на балансе, не должны попасть в расчет. Например, у вас есть сервер, срок использования которого три года. Прошли три года, амортизацию мы более по нему не начисляем, но он все еще прекрасно работает и числится на балансе. Используем для вычисления эту формулу: Р=N/Q*100%, где: Р – удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества; N – средняя стоимость амортизируемого имущества, которое используется ОП; Q – средняя стоимость всего амортизируемого имущества организации. Теперь нам надо рассчитать трудовые показатели. Удельный вес среднесписочной численности сотрудников подразделения рассчитывается по формуле: A=F/(F∑)*100%, где: A – удельный вес среднесписочной численности работников в подразделении; F – среднесписочная численность сотрудников подразделения; F∑ – среднесписочная численность сотрудников по организации в целом. Если мы возьмем для расчета расходы на заработную плату, то подставляем данные по аналогии в формулу выше (ЗП сотрудников ОП и ЗП сотрудников по организации в целом), и получившийся результат используем в дальнейшем. Имея все необходимые показатели, мы определяем долю прибыли подразделения: B=(P+A)/2, где: B – доля прибыли подразделения; Р – удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества; A – удельный вес среднесписочной численности работников в подразделении или же удельный вес расходов на оплату труда сотрудников ОП (в зависимости от того, какой метод вы применяете). Уточним, что в расходы входят: непосредственно зарплата; страховые взносы; добровольное страхование жизни. Если у вас несколько обособленных подразделений, то для каждого нужно сделать расчет по приведенной схеме, а от получившейся величины уже вычисляем налог. Рассмотрим способ начисления на примере учета амортизируемых ОС и удельного веса заработной платы в базе. Документом «Перемещение ОС» (вкладки «ОС и НМА», далее «Учет основных средств») переводим наше оборудование на нужное подразделение и при закрытии месяца регламентной операцией «Амортизация и износ основных средств» амортизация будет начислена на соответствующее подразделение и отразится по счету 02, субсчет 01 (формируем в разрезе подразделений и основных средств). При начислении зарплаты в документе «Начисление зарплаты» выбираем подразделение, в котором числится сотрудник, и это же подразделение должно быть указано в карточке сотрудника, иначе документ начисления не заполнится. Если вы ведете зарплатный учет в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» и выгружаете данные по оплате труда в «1С:Бухгалтерию 8», то исправьте подразделение в этом файле. Исправить вы можете, сформировав ОСВ по 44 счету, затем развернув карточку счета по нужной статье затрат и провалившись в операцию начисления. При закрытии месяца во время проведения регламентной операции «Расчет налога на прибыль» заработная плата отразится в ней. Для проверки нажимаем левой кнопкой мыши по регламентной операции и выбираем «Показать проводки». В открывшемся окне в первой вкладке мы увидим сумму налога по каждому подразделению, во второй - долю налоговой базы и налоговую базу, также по каждому ОП. Эти же показатели попадут в декларацию по налогу на прибыль – в лист 2 приложения 5. Для каждого подразделения будет своя страница декларации. Декларацию отправляем не только в головную ИФНС, но и в инспекции каждого обособленного подразделения, сумму налога по каждому ОП также отправляем в соответствующий бюджет. Во избежание неприятных сюрпризов сразу после оплаты налога запрашиваем Справку о состоянии расчетов с ФНС – ее можно заказать прямо из программы. Для этого нужно кликнуть по вкладке «Отчетность», далее перейти в «1С-Отчетность» и выбрать пункт «Сверки». Нажимаем мышкой по вкладке «Запросить сверку» и в ней выбираем «Справка о состоянии расчетов с ФНС». В поле «Кому» указываем нужную нам инспекцию, в поле «На дату» указываем нужную нам дату и отправляем. НДС С начала года НДС уже по ставке 20% поступает в федеральный бюджет (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ): то есть декларацию отправляет головная организация, и разреза по ОП в ней не будет. Но некоторые нюансы все-таки касаются учета в разрезе подразделений. В счете-фактуре, выписанном ОП, указывается цифровой код – через слеш. Также в счетах-фактурах и УПД указывается КПП обособленного подразделения (Письма Минфина РФ от 18.05.2017 № 03-07-09/30038, от 10.02.2012 № 03-07-09/06, ФНС России от 16.11.2016 № СД-4-3/21730@). Еще одно требование к заполнению: в счете-фактуре по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» должно быть отражено наименование и почтовый адрес обособленного подразделения, от которого выставлен документ (Письма Минфина РФ от 10.02.2012 № 03-07-09/06, от 01.04.2009 № 03-07-09/15, от 04.05.2006 № 03-04-09/08). |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|