Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
![]() |
#1 |
статус: ведущий бухгалтер
Регистрация: 25.02.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 296
Спасибо: 0
|
![]()
Основания для отмены штрафа (часто встречающиеся в арбитражной практике):
–пропуск органом ПФР срока давности взыскания санкций; –нарушение процедуры (порядка) привлечения к ответственности. Срок давности В данном случае установлен тот же срок давности, что и в отношении налоговых правонарушений, то есть три года. Отказывая органам ПФР во взыскании штрафов по истечении трех лет, судьи руководствуются следующим. В силу ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Законом № 27-ФЗ и другими специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования общий порядок привлечения к ответственности не установлен. Поэтому данные правоотношения должны регулироваться положениями гл. 15 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» НК РФ, определяющими, в том числе, срок давности привлечения к ответственности. В соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого налоговое правонарушение было совершено, истекли три года (срок давности). При этом исчисление срока давности со дня совершения правонарушения относится ко всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода относится к правонарушениям, установленным ст. 120 и 122 НК РФ. Таким образом, в целях привлечения к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ необходимо исчислять срок давности начиная со следующего дня после совершения правонарушения. Этот вывод подтверждается и сложившейся арбитражной практикой. Так, рассматривая спорную ситуацию, связанную с взысканием санкции за представление недостоверных сведений, ФАС ВСО в Постановлении от 22.02.2007 № А74-2270/06-Ф02-505/07-С1 указал: поскольку срок представления сведений персонифицированного учета истекает 1 марта, моментом совершения правонарушения следует считать 2 марта. Соответственно, решения ПФР о наложении штрафа, вынесенные спустя 3 года с указанной даты являются недействительными. Аналогичная позиция представлена в постановлениях ФАС УОот 28.05.2007 № Ф09-3952/07-С1 и от 06.03.2007 № Ф09-1383/07-С1 , ФАС ВСО от 09.11.2006 № А74-2004/06-Ф02-5843/06-С1 , ФАС ЗСО от 05.10.2006 № Ф04-6742/2006(27314-А75-7) , ФАС ВВО от 11.08.2006 № А79-1879/2006 и др. Порядок привлечения к ответственности На практике чаще всего органы ПФР допускают следующие нарушения процедуры привлечения предприятий к ответственности: –пропуск срока обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа; –не уведомление организации о времени и месте рассмотрения материалов проведенной фондом проверки представленных сведений персонифицированного учета. ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает единственно возможный способ взыскания санкций – в судебном порядке. При этом срок исковой давности взыскания штрафов установлен ст. 115 НК РФ, которая применяется в данной ситуации. Эта статья в редакции, действовавшей до 01.01.2007, предусматривала, что обратиться с соответствующим заявлением в суд орган ПФР должен не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Поэтому в большинстве судебных решений сказано, что моментом начала отсчета этого шестимесячного периода необходимо считать дату акта, составленного специалистами фонда по результатам проверки и содержащего указание на выявленные в представленных сведениях нарушения (см., например, постановления ФАС МО от 21.03.2007 № КА-А40/1708-07 , ФАС СКО от 24.01.2007 № Ф08-7132/2006-2957А , ФАС СЗО от 10.10.2006 № А56-60893/2005 и от 05.10.2006 № А21-11633/2005 , ФАС УО от 23.11.2006 № Ф09-10339/06-С7 и др.). С вступлением в силу Федерального закона № 137-ФЗ 4 формулировка в ст. 115 НК РФбыла изменена. Теперь отсчет шестимесячного периода для обращения с иском в суд начинается после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Таким образом, срок давности взыскания санкций в судебном порядке значительно продлен. Тем не менее если орган ПФР представил заявление в суд позднее данного срока, то арбитры освободят предприятие от обязанности уплаты штрафа. И еще один нюанс. Организация также может применить ст. 101 НК РФ, которая предусматривает порядок привлечения к ответственности, обязательный для соблюдения территориальным органом ПФР. Итак, правонарушитель должен быть уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, ему должно быть дано право представить свои возражения, после чего принимается решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности). В арбитражной практике имеются решения, в которых судьи отказали фонду во взыскании штрафа с предприятия, поскольку не были соблюдены нормы ст. 101 НК РФ (см., например, постановления ФАС ЗСО от 10.07.2007 № Ф04-4617/2007(36120-А46-14) , ФАС ПО от 06.02.2007 № А65-21980/2006-СА1-29 ). Завершим рассмотрение данной темы выводом ФАС УО, сформулированным в Постановлении от 08.10.2007 № Ф09-8063/07-С1 : помимо ответственности, установленной ст. 17 Закона № 27-ФЗ , иных последствий для предприятия за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в виде обязания его представить такие сведения, законом не предусмотрено. Иными словами, если фонд привлек организацию к ответственности в виде наложения штрафа, то никаких других видов наказания для нее больше не предусмотрено, в том числе суд не может вынести решение и обязать организацию представить сведения в орган ПФР. 1 Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». 2 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования». 3 Под расчетным периодом понимается календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно (см. п. 2 Инструкции № 318). 4 Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|