Здравствуйте! Бюджетное учреждение оказывает платные ветеринарные услуги, облагаемые ЕНВД. По приказу учреждения в организации 22человека занимаются деятельностью, облагаемой ЕНВД.
У налоговой инспекции возник вопрос почему мы ЕНВД уплачиваем с 22-х людей, когда штатная численность составляет 65. По их мнению, мы должны уплачивать налог со всех сотрудников. Так как же правильно???
Ну так и объясните что У Вас 2 вида деятельности. И 22 человека относятся к Налогообложению ЕНВД, остальные к другому. Только Вы в этом случае должны вести раздельный учет по видам деятельности
А на что можно ссылаться? Налоговый инспектор ссылается на то, что прочитала письма Минфина (какие, правда, она не уточняет) и мы должны уплачивать налог со всего персонала, т.к. они косвенным образом относятся к ЕНВД. Водитель отвез врача, бухгалтер приняла документы, выручку сдала в банк. Охранник охраняет и предметы труда, приносящие доход.
По административному персоналу нужно скорее всего делить по разным видам налогообложения согасно выручке по видам, А другим работникам можно прописать в должностных инструкциях или тр. договоре каким видом работ они имено занимаются.
Налоговый инспектор ссылается на то, что прочитала письма Минфина (какие, правда, она не уточняет) и мы должны уплачивать налог со всего персонала, т.к. они косвенным образом относятся к ЕНВД.
Цитата:
Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о
№ 03-11-06/3/139 07.10.2010
Вопрос: ЗАО просит дать разъяснения по порядку применения норм, изложенных в ст. 346.29 НК РФ и ст. 346.27 НК РФ.
При исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, согласно статье 346.29 Кодекса используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
При исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, налогоплательщик учитывает всех работников, занятых в данной сфере предпринимательской деятельности, в том числе административно-управленческий персонал, вспомогательный персонал, совместителей и т.д., а не только работников, которые непосредственно оказывают те или иные услуги.
Согласно позиции Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы, неоднократно доведенной письмами от 06.10.2009 г. N 03-11-09/335 и от 25.06.09 N ШС-22-3/507 в целях избежания двойного налогообложения данных налогоплательщиков и учитывая принцип "вмененного" дохода, который напрямую зависит не от стоимостных, а от физических показателей, при определении налогоплательщиками физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" среднесписочную (среднюю) численность работников административно-управленческого персонала и вспомогательного персонала, участвующих одновременно во всех видах деятельности следует распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной (средней) численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.
Учитывая рекомендации Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ полагаем, что среднесписочную численность административно-хозяйственных работников следует распределять пропорционально среднесписочной численности сотрудников, занятых в каждом виде оказываемых услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств в общей среднесписочной численности сотрудников организации.
Например:
Среднесписочная численность сотрудников, оказывающих контрольно-диагностические работы (КДР) - 4 чел.;
Среднесписочная численность сотрудников, оказывающих электротехнические работы (ЭТР) - 2 чел.;
Среднесписочная численность сотрудников, оказывающих услуги по ремонту двигателя (УРД) - 3 чел.;
Общая среднесписочная численность сотрудников организации (Чобщ.) - 40 чел. в т.ч. среднесписочная численность административно-хозяйственного комплекса (АХК) - 16 чел.
Расчет среднесписочной численности административно-хозяйственного комплекса по видам услуг:
По мнению организации, при условии закрепления в учетной политике для целей налогообложения, организацией может использоваться вышеуказанный вариант.
Исходя из вышеизложенного просим либо подтвердить вышеизложенную позицию организации либо определить правомерный вариант порядка распределения среднесписочной численности административно-хозяйственного комплекса, участвующей одновременно в видах деятельности, облагаемых по различным режимам.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 06.09.2010 N 06-03/198 о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исходя из информации, содержащейся в письме, сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, при исчислении единого налога на вмененный доход применяют физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.
В связи с этим индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и иную предпринимательскую деятельность, должны вести раздельный учет работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и работников, занятых в иных видах деятельности.
Если в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и в иной предпринимательской деятельности участвуют одни и те же работники, то есть раздельный учет работников по видам деятельности обеспечить невозможно, то при исчислении единого налога на вмененный доход учитывается общая численность работников по всем видам деятельности, включая индивидуального предпринимателя.
Порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется количество работников, Кодексом не определен.
В этой связи при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и при осуществлении предпринимательской деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках иного режима налогообложения, для расчета суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием данных услуг, включая численность работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала.
При этом расходы на оплату труда административно-управленческого персонала для целей применения иного режима налогообложения, определяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, получаемых от ведения всех видов предпринимательской деятельности (пункт 8 статьи 346.18 Кодекса).
Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин
Цитата:
Одни и те же работники задействованы и в облагаемой и в необлагаемой ЕНВД деятельности
Приведем показательный пример. Предположим, фирма оказывает услуги по изготовлению мебели – как для физических лиц, так и для организаций. При этом все заказы выполняют одни и те же работники. В обоих видах деятельности занят и управленческий персонал. Как в этом случае посчитать ЕНВД с бытовых услуг гражданам?
Суть методики. Чтобы сэкономить на ЕНВД, на практике «вмененщики» делают так. Выручку по облагаемым и необлагаемым видам деятельности бухгалтер учитывает раздельно. А по итогам каждого налогового периода определяют: какую долю в общем объеме реализации составляет выручка от «вмененных» услуг. Общее количество работников умножают на этот показатель. В результате получается, что сумма ЕНВД к уплате в бюджет определяется пропорционально выручке от облагаемой этим налогом деятельности. Такую методику прописывают в учетной политике. Казалось бы, она вполне справедлива. Однако сотрудники налоговых инспекций с этим не согласны.
Позиция налоговых инспекторов. Налоговики уверены: при расчете налога нужно учитывать всех работников фирмы. Даже если частично они заняты в деятельности, необлагаемой ЕНВД. Поддерживает инспекторов и Минфин России. Свою позицию чиновники объясняют так. Во-первых, возможности распределять работников по видам деятельности Налоговый кодекс РФ не предусматривает. А во-вторых, существует статья 346.27 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, что физический показатель «количество работников» нужно определять «с учетом всех работников». ВЫНОС 1 Минфин России разъяснил это свое мнение в письме от 7 сентября 2006 г. № 03-11-04/3/406.
Арбитражная практика. К сожалению, единого решения по этой проблеме судьи на данный момент не выработали. Поэтому нередки случаи, когда судьи встают на сторону налоговых инспекторов. Вынося отрицательные для фирм решения, они приводят те же аргументы, что и Минфин России. То есть напоминают вмененщикам, что метод определения физического показателя с помощью пропорции в Налоговом кодексе РФ не установлен. А значит, признать его законным нельзя (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 мая 2006 г. № А05-18809/2005-34, ФАС Волго-Вятского округа от 13 апреля 2006 г. № А38-5844-17/508-2005, ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-11622/2005-18).
Однако такого мнения придерживаются не все арбитры. Многие судьи признают, что при расчете ЕНВД фирмы имеют право определять количество работников пропорционально выручке от «вмененной» деятельности. Некоторые арбитры обосновывают свою позицию коротко: реальных оснований для того, чтобы считать применяемые фирмами методики незаконными у налоговых инспекторов не существует (см. например, постановление ФАС Поволжского округа от 7 июля 2006 г. №А65-25565/2005, ФАС Центрального округа от 25 мая 2005 г. № А23-3871/04А-14-323).
Существуют и более развернутые аргументы. В частности, их можно найти в постановлениях ФАС Уральского округа от 13 октября 2005 г. № Ф09-4588/05-С1 и от 19 апреля 2005 г. № Ф09-1484/05АК. Вынося положительные для налогоплательщиков решения, судьи напомнили, что налоговая база по ЕНВД напрямую зависит от количества работников. И в результате пришли к выводу, что подход налоговых инспекторов не соответствует налоговому законодательству. При этом они привели следующие доводы.
Во-первых, все «неустранимые сомнения, противоречия и неясности» налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ). Во-вторых, «налоги должны иметь экономическое содержание» (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ). А в-третьих, налоговое законодательство должно быть сформулировано таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (ст. 6 Налогового кодекса РФ).
Отсюда судьи сделали вывод: определение «вмененного дохода», которое приведено в статье 346.27 Налогового кодекса РФ, фирмы имеют право толковать так. Налоговая база по единому налогу налогоплательщики должны рассчитывать с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение дохода от облагаемой ЕНВД деятельности. Очевидно, что общее количество работников, занятых как в облагаемой, так и в необлагаемой ЕНВД деятельности, назвать таким условием нельзя.
Кроме того, существует пункт 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ. Из него следует, что применяемые для расчета ЕНВД физические показатели должны характеризовать ВЫНОС 2 деятельность, облагаемую этим налогом. Такой физический показатель, как общее количество работников (занятых как в облагаемой, так и в необлагаемой ЕНВД деятельности) под это определение не подходит.
Таким образом, по мнению судей Уральского округа, нормы статей 346.27 и 346.29 Налогового кодекса РФ предоставляют налогоплательщикам возможность корректировать физический показатель, определяя, какая часть этого показателя относится к облагаемой ЕНВД деятельности. Для расчета пропорции логичнее всего использовать именно значения выручки – по облагаемой и необлагаемой ЕНВД деятельности. Ведь большинство налогов, которые фирмы платят на общей системе налогообложения, привязаны именно к доходам. И в аналогичных случаях (например, при раздельном учете НДС) законодательство предусматривает деление налога именно в зависимости от выручки.
Как видим, возможность сэкономить на ЕНВД, разделив работников с помощью пропорции, на данный момент есть только у тех фирм, которые готовы отстаивать свои позиции в суде. Однако прежде чем решиться на спор, советуем вам выяснить: какова арбитражная практика по аналогичным спорам именно в вашем административном округе.