МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29.09.2008 г. N ШТ-15-3/1078@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ГРАНТОВ
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.
1. По налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную
стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров
(работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у
передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость.
Что касается стороны, получающей денежные средства (грантополучателей), то
необходимо учитывать, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса
налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы,
полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на
пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе
связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, в том случае если денежные средства не связаны с оплатой
реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные средства не
учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость у стороны, их получающей.
Также на основании статьи 154 Кодекса не подлежат налогообложению денежные
средства, полученные налогоплательщиками в счет предстоящих поставок товаров (работ,
услуг), которые в соответствии со статьей 149 Кодекса освобождены от налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, не подлежат налогообложению денежные средства (гранты), получаемые
некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и
мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности.
В то же время обращаем внимание на то, что вопрос применения льготного режима
налогообложения по налогу на добавленную стоимость рассматривается в отношении
каждой конкретной ситуации и решается в зависимости от обстоятельств, возникших у
налогоплательщика в процессе осуществления им экономической либо иной
хозяйственной деятельности.
2. По налогу на прибыль организаций.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в
порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Данной главой Кодекса льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам, в том числе
организациям-грантодателям, не предусмотрены.
В то же время для организаций-грантополучателей предусмотрены особенности
определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не
учитывать в составе доходов средства в виде полученных грантов.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 главы 25 Кодекса установлено, что при определении
налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества,
полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны
вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках
целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика,
получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются
как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное
налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией
(физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными
законами, в том числе в виде полученных грантов.
Грантами в целях главы 25 Кодекса признаются денежные средства или иное имущество,
в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям.
Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими
физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и
международными организациями и объединениями по перечню таких организаций,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N
923 "О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не
учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей
грантов".
Таким образом, в целях налогообложения прибыли имущество, полученное от
коммерческих организаций (российских и иностранных) и иностранных физических лиц,
не является грантом для целей налогообложения.
Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования,
искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания,
детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и
туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания
малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение
конкретных научных исследований.
Грантополучатель в обязательном порядке предоставляет отчет о расходовании средств
грантодателю.
Если полученный организацией грант не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных
условий и нет иных оснований для отнесения его к целевому финансированию (подпункт
14 пункта 1 статьи 251 Кодекса) или к целевым поступлениям (пункт 2 статьи 251
Кодекса), он учитывается для целей налогообложения прибыли в составе
внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании
пункта 8 статьи 250 Кодекса.
3. По налогу на доходы физических лиц.
Федеральным законом от 23.03.2007 N 38-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в пункт 6 статьи
217 Кодекса, которыми с 1 января 2008 г. исключены из налоговой базы по налогу на
доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов
(безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры
и искусства в Российской Федерации не только международными и иностранными
организациями, но также и российскими организациями по перечню таких организаций,
утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
ведется работа по составлению и утверждению перечня российских организаций, гранты
(безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки
науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, освобождаются от
уплаты налога на доходы физических лиц (далее - Перечень).
При определении условий, при которых российская организация может претендовать на
включение в Перечень, следует исходить из того, что российская организация должна
обязательно иметь статус некоммерческой организации, гранты должны предоставляться
на осуществление конкретных программ в области науки, образования, искусства,
культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных
исследований. Вместе с тем данные программы должны соответствовать национальным
интересам Российской Федерации в области образования, искусства, культуры, науки,
охраны окружающей среды, а также международным обязательствам и законодательству
Российской Федерации.
При представлении грантодателем документов для рассмотрения вопроса о включении
организации в вышеназванный Перечень в этих документах должны найти отражение
следующие данные:
- полное официальное наименование организации;
- вид организации (по учредительным документам);
- когда и кем образована данная организация и какие цели и задачи она преследует (по
уставу);
- для какой цели выплачиваются гранты;
- данные о величине грантов;
- список получателей грантов за последние три года (при большом количестве
получателей - количество выданных грантов);
- программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие
намерения грантодателя по поддержке науки, образования, культуры и искусства в
Российской Федерации.
Предложения о включении в Перечень должны рассматриваться федеральными органами
исполнительной власти Российской Федерации, отвечающими соответственно за науку и
техническую политику, образование, культуру и искусство в Российской Федерации. В
случае положительного решения по результатам рассмотрения указанные органы
подготавливают проекты постановления Правительства Российской Федерации и с
соответствующими материалами направляют в Правительство Российской Федерации,
предварительно согласовав их с Минэкономразвития России, Минфином России и
Минюстом России. В случае принятия решения об отказе сообщают организациям,
подавшим заявки.
4. По единому социальному налогу.
Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным
налогом (далее - ЕСН) для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1
статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса в налоговую базу в части суммы ЕСН,
подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не
включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам
гражданско-правового характера, авторским договорам.
Следовательно, при предоставлении грантов на основании договоров гражданско-
правового характера на выполнение работ (оказание услуг), заключаемых с физическими
лицами - грантополучателями, сумма гранта в части вознаграждения физическому лицу за
выполненные работы (оказанные услуги) по такому договору подлежит налогообложению
ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного
медицинского страхования (Федеральный и территориальные). ЕСН, подлежащий
зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, с данных сумм не
уплачивается.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению ЕСН
все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с
расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам
гражданско-правового характера.
Таким образом, если получатель гранта произведет в связи с выполнением работ
(оказанием услуг) по договору затраты, которые сможет подтвердить документально, то
сумма гранта, возмещающая такие затраты, не будет облагаться ЕСН на основании
подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА
Цитата:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления денежных средств, устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000", утвержденным Приказом МФ РФ от 16.10.2000 N 92Н. Пунктом 7 вышеназванного ПБУ определено, что бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам, т.е. Дт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кт 86 "Целевое финансирование" на сумму выделенного гранта. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств (Дт 51 "Расчетные счеты" Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на суммы поступивших средств).
При расходовании средств целевого финансирования (гранта) на цели, определенные условиями выдачи, суммы отражаются в учете в следующем порядке:
- если целевое финансирование было использовано на приобретение основных средств (оборудования), то в момент ввода основного средства в эксплуатацию делается проводка Дт 86 "Целевое финансирование" Кт 98 "Доходы будущих периодов" на стоимость основного средства.