Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
08.05.2009, 13:38 | #1 |
Модератор форума
|
Минфин о порядке применения ККТ
Вопрос: О порядке применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 26 марта 2009 г. N 03-01-15/3-149 Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами о порядке применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр). При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна, в частности, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Указанные понятия используются в целях Федерального закона в следующих значениях: "фискальная память" - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов; "фискальный режим" - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти; "фискальные данные" - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт. Согласно ст. 5 Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны в том числе: применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки; обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию; производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов. С учетом ст. 10 Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается. На основании Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение). Согласно Положению для целей применения контрольно-кассовой техники соответствующие понятия используются в следующих значениях: "кассовый чек" - первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом) наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов; "накопители фискальной памяти" - программно-аппаратные средства контрольно-кассовой техники, обеспечивающие регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение и считывание итоговой информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт; "некорректируемая регистрация информации" - режим функционирования контрольно-кассовой техники, при котором обеспечивается идентичность информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти, и возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной на кассовом чеке или контрольной ленте; "программно-аппаратные средства" - программы и аппаратные средства в составе контрольно-кассовой техники, включая их части; "энергонезависимое долговременное хранение информации" - хранение необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт информации, обеспечивающее ее сохранность в неизменном виде без потребления энергии от источников питания в течение не менее 5 лет с даты регистрации этой информации. Согласно Положению контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна: а) иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков; б) обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации; в) обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования; г) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования; д) обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования; е) эксплуатироваться в фискальном режиме; ж) регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования; з) блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. Паспорт контрольно-кассовой техники должен содержать сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники. Документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования. Перечень и формат информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники с участием представителей налоговых органов при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, утверждены Приказом ФНС России от 08.08.2008 N ММ-3-2/351@ "Об утверждении Перечня и формата информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники, при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники налоговыми органами". В силу ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. В целях соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"). Под неприменением контрольно-кассовых машин следует, в частности, понимать: использование контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Федерального закона); использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Федерального закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению). В части, не противоречащей Федеральному закону и Положению, применяются изданные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 решения Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, которыми определены требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники. В частности, Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Приложение N 6 к Протоколу от 27.11.2001 N 6/65-2001) утверждены Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной. Электронная контрольная лента защищенная - это программно-аппаратный модуль в составе контрольно-кассовой машины, обеспечивающий контроль функционирования контрольно-кассовой машины путем: - некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на контрольно-кассовой машине платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением; - формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены; - долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами. Криптографический проверочный код - совокупность параметров: значение криптографического проверочного кода и номер криптографического проверочного кода. Значение криптографического проверочного кода - контрольная сумма документа, рассчитываемая из его параметров на основании криптографических алгоритмов. Все платежные документы контрольно-кассовой машины и отчеты закрытия смены, оформляемые контрольно-кассовой машиной после активизации электронной контрольной ленты защищенной, а также отчет об активизации электронной контрольной ленты защищенной должны: - завершаться строкой, содержащей номер криптографического проверочного кода и значение криптографического проверочного кода; - содержать строку с регистрационным номером активизированной электронной контрольной ленты защищенной, находящейся в составе контрольно-кассовой машины. Этот номер должен храниться в фискальной памяти. Расположение этой строки в платежных документах должно быть определено в эксплуатационной документации ККМ. По включении питания, обнаружении сбойных ситуаций, после проведения технологических операций, могущих привести к изменению сменных денежных регистров контрольно-кассовой машины, и перед закрытием смены контрольно-кассовая машина должна восстановить значения своих сменных денежных регистров фискальных данных по денежным регистрам электронной контрольной ленты защищенной путем запроса состояния электронной контрольной ленты защищенной. Согласно Решению Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Приложение N 4 к Протоколу от 25.06.2002 N 4/69-2002) электронная контрольная лента защищенная - техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой машины), обеспечивающее защищенную от не обнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием контрольно-кассовой машины денежных расчетов, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов. Криптографическая защита фискальных данных в контрольно-кассовой машине осуществляется в целях обнаружения несанкционированной корректировки фискальных данных при их формировании и хранении в контрольно-кассовой машине. Она основывается на принципе расчета криптографического проверочного кода для каждого фискального документа, оформляемого на контрольно-кассовой машине. На основе ключа электронной контрольной ленты защищенной и ряда реквизитов фискального документа (итог, дата, время и т.п.) с помощью реализованного в электронной контрольной ленты защищенной криптографического алгоритма формируется криптографический проверочный код документа. Этот код распечатывается на документе, а его реквизиты и реквизиты документа регистрируются в электронной контрольной ленте защищенной. Таким образом, наличие в контрольно-кассовой технике штатной электронной контрольной ленты защищенной, программно-аппаратные средства которой формируют криптографические проверочные коды, рассчитываемые с использованием криптографических алгоритмов, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона и Положения в части обеспечения некорректируемой регистрации информации контрольно-кассовой техникой, ее эксплуатации в фискальном режиме. При определении подлинных (штатных) или поддельных (нештатных) программ и программно-аппаратных средств в контрольно-кассовой технике налоговыми органами могут быть использованы в том числе номера и значения криптографического проверочного кода, результаты сверки сведений в накопителях фискальной памяти и на контрольных лентах, а также сверки сведений об имеющихся в контрольно-кассовой технике программно-аппаратных средствах с отметками о них в паспорте и иной документации, связанной с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией контрольно-кассовой техники, в том числе сведений об использованных контрольных лентах, накопителях фискальной памяти и программно-аппаратных средствах, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации. При возникновении затруднений у налоговых органов в определении подлинных (штатных) или поддельных (нештатных) программ и программно-аппаратных средств в контрольно-кассовой технике налоговому органу следует назначать экспертизу в отношении такой контрольно-кассовой техники на предмет ее соответствия требованиям Федерального закона и Положения. Следует также принимать во внимание, что согласно Положению контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр. Учитывая изложенное, выявленные несоответствия образцу в части наличия нештатных и (или) отсутствия штатных программно-аппаратных средств надлежит рассматривать как использование контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр, а в части отсутствия программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации, - как использование контрольно-кассовой техники без фискальной памяти или с фискальной памятью в нефискальном режиме, влекущие административную ответственность, предусмотренную ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-0 следует, что к административной ответственности привлекается не кассир (продавец, поставщик или центр технического обслуживания контрольно-кассовой техники, осуществляющие ее техническую поддержку), а организация, осуществляющая реализацию товаров, выполняющая работы либо оказывающая услуги, а равно и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку стороной в договоре при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт является не кассир (продавец, поставщик или центр технического обслуживания контрольно-кассовой техники), а организация или индивидуальный предприниматель. Публично-правовая ответственность за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) возлагается на организацию или индивидуального предпринимателя, что не препятствует организации или индивидуальному предпринимателю в установленном законом порядке предъявлять требования о возмещении ущерба, нанесенного ему по вине работника или центра технического обслуживания (поставщика) контрольно-кассовой техники, осуществляющего на договорной основе техническую поддержку контрольно-кассовой техники. Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 26.03.2009 |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Уволена в порядке перевода | Олья | Налоги и право. Юридические вопросы. | 2 | 25.11.2008 10:52 |
Операции по эквайрингу и запрос в Минфин России | Тату | Общая система налогообложения (ОСНО) | 1 | 10.10.2008 21:16 |
УВОЛЬНЕНИЕ В ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА | Зима | Зарплата и кадры | 2 | 08.04.2008 12:57 |
А по зачётному НДС МинФин всё-таки высказался | vsv-boss | Делимся опытом | 3 | 05.04.2007 09:22 |
СФ на КП от АРЕНДОДАТЕЛЯ (МИНФИН) | Анатолий Николаевич | Обмен документами, полезные ссылки | 0 | 31.10.2006 06:19 |